Сон в руку: иллюзия или реальность?
Как мотивировать себя и нужно ли это делать?
Нужно ли вспоминать детство, чтобы решить свои проблемы?
Секты

Когда я говорю "секта", я говорю не о мелких ответвлениях от тех или иных религий, а о так называемых тоталитарных сектах и деструктивных культах.

В самом общем виде секту можно определить как устойчивое сообщество, активно отделяющее своих членов (в том числе, насильственными методами, угрозами, шантажом, информационной и физической изоляцией) от общества в целом, его норм и ценностей, и активно эксплуатирующее своих членов (секты заставляют своих членов отдавать секте имущество, бесплатно работать на секту).

Тоталитарность сект связана со всеобъемлющим, тотальным контролем, который секты осуществляют над своими членами, а деструктивность - с разрушительными для человека последствиями его нахождения в секте. Среди таких разружительных последствий сектантства можно перечислить разрушение здоровья, карьеры, семьи, личности, сумасшествие и суицид (который может быть осуществлен и в форме коллективного самоубийства). 

Вопреки синонимичности понятий "тоталитарная секта" и "деструктивный культ" в секте может и не быть собственно культа, культовой практики, обрядности. Секты могут существовать и без религиозной доктрины и религиозных догм. В то же время секты могут претендовать на статус религиозной и, шире, некоммерческой организации в целях ухода от налогов. Наиболее известный пример такого рода - секта саентологов. Примерами "нерелигиозных" сект являются так называемые "коммерческие культы" (Гербалайф, Амвей) и так называемые "психокульты", к которым относятся различные деструктивные тренинги, зачастую имеющие структуру пирамиды, в частности, тренинги личностного роста.

Если же религиозная составляющая в секте все-таки имеется, то, как правило, речь будет идти о синкретической религиозности, т.е. о смешении несовместимых религозных доктрин, например, христианства и шаманства или христианства и индуизма, причем о религиозности, совершенно не традиционной для территории, на которой конкретная секта осуществляет свою деятельность. Причем нужно отметить, что нетрадиционность и синкретизм являются одними из главных признаков секты.

Важным компонентом практически любого сектантского учения и одновременно, той социо-культурной базой, на которой возникают секты являются синкретические учения эзотерического и оккультного толка. Первое место среди такого рода учений без сомнения может быть отдано современным оккультно-эзотерическим течениям - учениям "Новой Эры" или "Нью Эйдж". Компонентами "Нью Эйдж" являются следующие синкретически-религозные догмы и одновременно иррациональные представления:

  • все пути ведут к Истине; 
  • у каждого свой путь;
  • большего внимания заслуживают примитивные, местные, этнические религии и околорелигиозные практики, чем мировые религии, а также практики, которые мировыми религиями традиционно осуждались;
  • сознание нужно расширять;
  • духовный рост невозможен без опыта измененных состояний сознания;
  • мысль влияет на реальность, на тело и на других людей;
  • намного важнее предчувствия, интуиция, фантазии, "энергетические" ощущения, экстрасенсорное восприятие, чем рациональное познание;
  • человек может и должен применять религиозные по своей сути практики в магических, оздоровительных целях и целях самосовершенствования; шаманские пляски, этнические танцы охоты, ритуалы африканских колдунов и тибетских лам, индуистские мантры, колдовские заговоры, руны, янтры, алхимические символы и карты таро - все можно смело пускать в ход;
  • возможно и необходимо то, что я называю чудесной трансформацией - улучшение, оздоровление человека, появление у него необычных способностей после выполнения определенных эзотерических, оккультных, мистических практик.

Следует отметить, что такого рода современная, синкретическая, нетрадиционная религиозность по сути строится на отрицании традиционных религий и, как следствие, на отрицании традиционных ценностей, на разбивании старых скрижалей, на провозглашении религиозного индивидуализма, радикального полюрализма и субъективного релятивизма:

  • "у каждого свой путь и своя Истина",
  • "все позволено",
  • "добро и зло - условные понятия",
  • "Сила доступна каждому",
  • "Бог во всем",
  • "каждый человек - Бог".

Зачастую такого рода синкретическая, нетрадиционная религиозность строится на эгоизме, себялюбии, остром, даже экстатическом переживании собственного превосходства, которые и заставляют искать оккультные секреты и осваивать магические приемы воздействия на релаьность и окружающих людей.

Конечно, такого рода "религиозность" сама по себе представляет опасность для общества, поскольку по своей сути враждебна обществу, не приемлет социальных норм, стремится объявить социальные институты (образование, семью, государство, мораль, религию) как минимум ненужными, а в пределе и вредными, устаревшими, которые необходимо разрушить.

Конечно, секты представляют серьезную угрозу для обществ и государства и потому с ними необходимо вести непримиримую борьбу.

Ниже приводится список моих статей о сектах и связанных с ними явлениях.

Секты, зомбирование, гипноз, НЛП
13 заблуждений, ведущих в секту
Психокульт
Как попадают в секту
Тренинги личностного роста
Новая религиозность
Поделиться: