Сон в руку: иллюзия или реальность?
Как мотивировать себя и нужно ли это делать?
Нужно ли вспоминать детство, чтобы решить свои проблемы?
Эвристики

Эвристики в психологии - это механизмы работы нашего разума, которые, с одной стороны, упрощают эту работу, но, с другой стороны, приводят к ошибкам и лежат в основе многих когнитивных искажений.

Примером эвристики является следующий упрощенный способ сделать вывод о том, насколько тот или иной физический объект удален от нас: чем менее четкими являются контуры обекта, тем больше он от нас удален.

Это правило прекрасно работает в нормальных условиях освещения, но в тумане и темноте оно приводит к ошибкам в оценке расстояния до объекта. В частности, в ситуации, когда мы оцениваем расстояние до движущегося на нас автомобиля, это правило может привести к ошибке, которая станет фатальной, приведет к аварии.

Когда срабатывает эвристика, мы как бы отвечаем не на тот вопрос, который перед нами стоит. Например, если нам нужно определить, можно ли доверять словам человека, который выступает в качестве эксперта в определенной области, мы можем обратить внимание на наличие у него ученой степени в этой области и ввести правило: если у эксперта есть ученая степень, значит, его словам можно доверять.

И, я думаю, не надо объяснять, что в целом ряде случаев следование этому правило может привести к тому, что мы доверимся человеку, который, на самом деле, дезинформирует нас.

Еще один пример срабатывания эвристики, эвристических суждений, которые приводят к неправильной оценке, связан с ответом на вопрос, эффективен ли бизнес-тренер. В этом случае эвристическими по своей сути будут являться следующие правила оценки:

  • если у тренера много подписчиков, значит, он эффективен;
  • если тренер собирает большие залы, значит, он эффективен;
  • если тренер презентабельно выглядит и уверенно держится, значит, он эффективен.

В обоих случаях речь может идти об эффективности рекламы и маркетинга, об умении держаться перед камерой, а вовсе не о полезности того, чему бизнес-тренер нас обучает.

Необходимо также отметить, что бренд-менеджмент - содание известного, узнаваемого бренда, раскрученной торговой марки - фактически работает именно с нашими эвристиками. Действительно, когда мы принимаем решении о покупке товара или услуги мы часто руководствуемся следующим правилами:

  • если товар производится известной компанией, значит, он качественный;
  • если услуга оказывается известной фирмой, значит, она качественная.

Еще одним примером срабатывания эвристик является ситуация, когда мы выбираем, в какой из двух имеющихся магазинов зайти. И если один из этих магазинов маленький и частный, а другой - более крупный и работает под известной франшизой, то мы склонны выбрать второй магазин.

Итак, когда нашими выводами, нашими суждениями руководят эвристики, мы фактически судим по косвенным признакам, обращаем внимание на то, что находится на виду, используем только информацию, которую легко получить, торопимся с выводами. Мы как бы ленимся вникнуть в тему, рассмотреть проблему глубже.

Фактически срабатываение эвристик говорит о том, что наш разум функционирует в режиме, который Даниэль Канеман именует Системой 1.

В заключение нужно подчеркнтуь, что в целом ряде случаев мы фактически не имеем иного механизма формулировки выводов, принятия решений помимо эвристик. В огромной степени это относится к сфере случайностей и вероятностей. Это означает, что когда нам надо определить вероятность того или иного события, того или иного исхода, когда нам нужно отделить случайное от закономерного, мы очень часто совершаем ошибки.

На моем сайте вы можете познакомиться со следующими эвристиками:

Эвристика репрезентативности
Эвристика доступности
Эвристика якорения и подгонки
Поделиться: