В мире больше неэффективного, чем вы думаете!
Сон в руку: иллюзия или реальность?
Как мотивировать себя и нужно ли это делать?
Бизнес-тренинг

«Я научу вас делать бизнес!» – уверенно, громко и безапелляционно заявляет презентабельный человек в пиджаке со сцены, расположенной в конференц-зале какого-нибудь бизнес-центра. Зал заполнен до отказа. Сидящие в зале алчно ловят каждое слово бизнес-тренера, в надежде быстро поправить свое материальное положение и даже разбогатеть.

Но стоит ли воспринимать слова этого презентабельно выглядящего человека в пиджаке всерьез?

Чтобы разобраться в этом, нам нужно выяснить, что же такое бизнес-тренинг.

Бизнес-тренинг сегодня в России – это один из массовых тренингов, который имеет специфическую тему: как открыть свое дело, как начать делать бизнес, как добиться успеха в бизнесе. При этом людям кажется, что такого рода тренинги более серьезны, чем, к примеру, тренинги по развитию женственности или соблазнению, чем лекции какого-нибудь экстрасенса или мастер-классы сибирского шамана, чем сеансы массового гипноза а-ля Кашпировский или богослужения экзальтированных американских телепроповедников. И действительно, бизнес представляется гораздо более серьезным и реалистичным способом налаживания жизни, чем штопанье ауры, чистка энергетических каналов или раскрытие третьего глаза и других чакр.

Однако, создать успешный бизнес – это совсем не то же самое, что купить билет на поезд или самолет, чтобы добраться до интересующего вас места. Дело в том, что бизнес – это деятельность, вероятность успеха в которой достаточно низка. По разным оценкам вероятность успеха в бизнесе составляет всего 10% (см., например, здесь и здесь). Это означает, что из десяти новых бизнесов девять почти гарантированно развалятся. Т.е. если вы создаете новый бизнес (регистрируете ООО, создаете сайт и пр.), то у вас есть всего один шанс из десяти, что ваши деньги, которые вы вложили в бизнес, не пропадут зря. Причем понятно, что если вы вложили в бизнес последние деньги, то у вас есть 90% вероятность полного разорения.

Кстати, косвенным подтверждением того, что вероятность успеха в бизнесе крайне низка, является то, что ни одна страховая компания не страхует стартапы (вновь открытые фирмы) от краха. Да и кредиты на создание бизнеса банки выдают лишь под залог реальной собственности, имеющейся у новоиспеченного бизнесмена или закрепленной за вновь созданной фирмой.

Так может быть бизнес-тренера как раз и владеют некими секретами того, как гарантировать успех в бизнесе или хотя бы, как снизить вероятность неудачи?

Нет.

Если бы кто-то владел такими секретами, они неизбежно стали бы общим достоянием, а предпринимательская деятельность перешла бы из категории высокорисковой в норму жизни. В этом случае страховые компании сразу стали бы предлагать новую услугу – застраховать новый бизнес от неудачи.

Кто-то, конечно, может возразить, что приведенные выше рассуждения – это всего лишь рассуждения. Хорошо. А заявления бизнес-тренеров о том, что их тренинги полезны – это что? Рассуждения? Голословные заявления, рассчитанные на легковерных? Рекламные слоганы?

Действительно, многие сегодня не понимают, что эффективность тренинга, его полезность не возникают автоматически. Более того, в оценке эффективности тренинга возникает масса ошибок, а проверка эффективности, полезности тренинга требует наличия специальных навыков и применения специальных методов, в частности, методов математико-статистических.

Говоря упрощенно, для проверки эффективности тренинга нужны две группы людей. Группа А проходит бизнес-тренинг, группа В – не проходит. Затем члены обоих групп пытаются начать бизнес, а исследователь сравнивает результаты. И вот если члены группы А добились значимо больших результатов, чем члены группы В, то тренинг можно (опять-таки, говоря упрощенно) признать эффективным.

Проводил ли хоть один бизнес-тренер такую объективную проверку эффективности, полезности своих тренингов?

Нет, не проводил.

А это значит, что подавляющее большинство бизнес-тренингов – это просто особая форма шарлатанства.

Причем в случае бизнес-тренинга шарлатан защищен от ситуации, когда он мог бы перейти из категории шарлатанов в категорию лиц, осужденных за мошенничество. Почему? Потому что ни в одном договоре между бизнес-тренером и участником тренинга никогда не будет прописано, что тренер гарантирует участнику, что последний создаст успешный бизнес.

К сожалению, большинство людей не понимают, как можно объективно оценить эффективность и полезность тренинга и потому ориентируются на очень неточные и субъективные способы такой оценки. В частности, для многих показателями эффективности тренинга являются уверенная манера держаться и деловой костюм бизнес-тренера, его известность и появление в СМИ, а также то, что на тренинги приходит много народу.

Но дело в том, что ни один из этих моментов не говорит о том, что, придя на тренинг, вы научитесь делать бизнес. Так, уверенная манера держаться легко вырабатывается упражнением или может быть просто присуща человеку (я видел бомжей и спившися алкоголиков, которые весьма уверенно держатся и говорят), а большое количество пришедших на тренинг свидетельствует скорее о мастерстве тех, кто занимается привлечением людей на этот тренинг, чем о том, что этот тренинг дает хоть что-то полезное его участникам.

Люди допускают и другие ошибки, из-за которых им кажется, что тренинг полезен.

Но вернемся к вероятности успеха в бизнесе. Многие не понимают связи между вероятностью этого успеха и тем, можно ли научить и научиться достигать успеха в бизнесе. А связь тут предельно простая: поскольку вероятность успеха в бизнесе низка, то научить и научиться добиваться этого успеха нельзя.

Конечно, если вы хотите заниматься бизнесом, вам необходимы определенные знания, умения и навыки. Как минимум вам нужно понимать, что бизнес – это вовсе не легкий путь к достижению богатства, что бизнесмены трудятся ничуть не меньше, а то и больше наемных сотрудников, знать права и обязанности предпринимателей, в том числе, в сфере уплаты налогов, различать номинальную и реальную стоимость денег, иметь представление о расчете простых и сложных процентов, о том, как проводить операцию дисконтирования и вообще о том, как взаимодействовать с банками, платежными системами, вы должны осознавать необходимость рекламы и исследований клиентской базы, понимать, что вам нужно или освоить азы бухучета или нанять бухгалтера, представлять себе, как нанимать персонал в соответствии с ТК РФ, как заключать договора с контрагентами и т.д.

Но гарантируют ли эти знания, умения и навыки успех в бизнесе?

Конечно, нет. Они лишь позволяют оптимизировать процесс создания бизнеса, снизить вероятность грубых ошибок, например, когда начинающий бизнесмен банально не смог подсчитать все вложения, которые необходимо будет сделать для запуска бизнеса.

В этом смысле бизнес похож на спорт. Каждый спортсмен должен обладать строго определенными навыками, однако гарантировать, что спортсмен станет чемпионом, эти навыки не могут.

Где можно получить описанные выше знания, умения и навыки? Лучше всего получить экономическое образование или поступить в какую-нибудь хорошую бизнес-школу. Но, в любом случае, тренингом или даже серией тренингов тут не обойтись. Действительно, для получения знаний, умений и навыков, необходимых для занятия бизнесом, вам нужно будет решать математико-экономические задачи, работать над кейсами, читать гражданский, налоговый, трудовой кодексы и т.д. И делать это, естественно, следует под руководством преподавателя, обладающего соответствующей квалификацией.

Но ведь есть самородки, которые образования не имели, но успеха в бизнесе достигли. Как быть с ними?

Дело в том, что тут речь идет не о том, что отсутствие образования гарантирует успех в бизнесе, а о том, что наличие образования его не гарантирует. Кроме того, очень часто при такого рода рассуждениях люди, возможно, сами того не осознавая, формулируют следующий ошибочный силлогизм.

Господин А не имел образования и добился успеха в бизнесе

Я не имею образования

Следовательно, я добьюсь успеха в бизнесе

Понятно, что слово «следовательно» тут совершенно не уместно.

Да и вообще, когда человек пытается делать вывод о том, что необходимо для достижения бизнеса, ориентируясь на биографии успешных бизнесменов, их психологические особенности и привычки, он совершает так называемую ошибку выживших, обращает внимание на людей, которые делали Х, обладали чертой Y и достигли успеха в бизнесе, и упускает из виду людей, которые делали Х, обладали чертой Y, но успеха в бизнесе не достигли. 

Кстати, и сами бизнес-тренеры, зачастую, необходимость специального образования для занятий бизнесом отрицают. И это не удивительно, поскольку полноценных навыков, необходимых для занятий бизнесом бизнес-тренеры сформировать не могут, а релевантными знаниями просто не обладают.

Более того, во многих случаях бизнес-тренерам кажется, что главное – это замотивировать участников тренинга, дать им волшебный пендель, заставить выйти из зоны комфорта, привить энтузиазм и сформировать твердую веру в успех.

Я думаю, легко понять, что сила мотива и вера в успех никак не могут заменить отсутствия необходимых знаний, умений и навыков. Например, человек может очень хотеть выиграть в шахматы, может верить в свою победу, но если он не имеет соответствующей подготовки, то он гарантированно проиграет человеку, который такую подготовку имеет.

И уж точно вера в успех бизнеса не может гарантировать реального достижения этого успеха. Зато такая непоколебимая вера может исказить восприятие таким образом, что участник тренинга потеряет способность трезво оценивать ситуацию и свое положение и будет считать себя преуспевающим бизнесменом, живя за счет родителей и/или будучи в долгах как в шелках.

Кстати, этот эффект зашоренности и розовых очков усугубляется тем, что многие бизнес-тренеры прививают своим адептам миф, который я называю «Притвориться значит стать». Они считают, что для того, чтобы стать богатым и успешным, надо вести себя как богатый и успешный. К сожалению, тут речь идет именно о мифе: можно сколько угодно притворяться богатым, носить пиджаки и покупать дешевые подделки дорогих часов и мобильных телефонов, но богатым не стать.

Впрочем, о мифах и попросту бредовых идеях, на которых строятся бизнес-тренинги, можно говорить еще долго, так что давайте подытожим.

Успех в бизнесе маловероятен и гарантировать его никакие тренинги не могут. Даже успешный бизнес не является гарантией обогащения и достижения высокого уровня жизни, он не является легким путем к финансовому благополучию, а трудозатраты бизнесмена ничуть не ниже, а зачастую и выше, чем у наемного сотрудника. Бизнес-тренинги являются современной формой шарлатанства. Ни один бизнес-тренинг не имеет подтвержденной эффективности и доказанной полезности, а заявления бизнес-тренеров о том, что они могут научить делать бизнес являются голословными.

Еще по теме:
Тренеры, которые играют в игры
Нужны ли игры в тренинге? Может ли тренинг превратиться в детские игрушки?
Почему кажется, что тренинг помог?
Почему кажется, что бесполезный тренинг полезен? Какие психологические механизмы и эффекты тут срабатывают?
Шарлатаны
Кто они исторические и современные шарлатаны? В чем их секрет?
Поделиться: