Как читать текст, чтобы понять его и запомнить?
Впечатлить или научить?

Это удивительно, но многие люди не понимают разницы между наличием эмоций и наличием реальных изменений – изменений поведения, личности, жизненной ситуации. Пожалуй, тут мы имеем дело с дихотомией, не менее важной, чем «быть или казаться?» Действительно, сегодня огромное количество людей предпочитают казаться, а не быть. Социальные сети – этот главный современный инструмент создания кажимостей – к вашим услугам. В соцсетях можно явить себя миру в образе кого угодно.

Но если услуги из серии «казаться, а не быть» предоставляют, в основном, соцсети, а также более архаичные «специалисты» типа производителей подделок дорогих мобильных телефонов, дорогих часов, брендовой одежды и обуви, то услуги в области впечатлений, замаскированных под научение, – это сфера деятельности самых разных шарлатанов. Тут вам и сэнсэи, которые показывают вам впечатляющие, но совершенно бесполезные в драке приемы, и специалисты по боевой психологической подготовке, которые столь сильно впечатляют наивных потребителей, закапывая их живьем в землю, заставляя ходить по углям и битому стеклу или организуя прыжки на резинке, и гуру бизнеса, бизнес-тренеры, которые впечатляют вас своей необоснованно самоуверенной манерой держаться и говорить, заражают своим энтузиазмом и дают вам почувствовать себя успешным и богатым.

Эту подмену научения вызыванием ярких впечатлений, эмоций уже даже узаконили. Узаконили с помощью таких понятий, как «мотивация» и «мотивирующие ораторы». Мол, без сильной мотивации успеха добиться невозможно, а вот при наличии сильной мотивации шансы повышаются.

Обычно, этот вывод подтверждают рассказами о мотивирующих фильмах. Например, посмотрел один мальчик фильм «Качая железо», и пошел в качалку, и накачал себе мышцы, или посмотрел мальчик фильм «Кикбоксер», пошел на каратэ и потом получил черный пояс. Думаю, у вас, уважаемый читатель, тоже есть подобный опыт. Мне, во всяком случае, практически всегда после просмотра какого-нибудь фильма о драках хочется сходить в зал, побить боксерский мешок, поучаствовать в дружеском спарринге, побороться и поделать нижнюю акробатику на борцовском ковре.

Вот только я не спортсмен, у меня нет спортивных званий и достижений.

Да, чтобы стать хорошим боксером, борцом, да и вообще спортсменом мало посмотреть фильм и под впечатлением от него сходить в спортзал. Становление спортсмена – это долгий и трудный путь. Как минимум в зал нужно ходить регулярно, а не только тогда, когда появилось настроение. Спорт – это вообще именно преодоление себя. Спортсмен должен быть способен эффективно действовать, когда лень, когда не хочется, когда цель перестала быть яркой и манящей. Как вы думаете, кто лучше подготовится к соревнованиям: человек, который закачал себе в компьютер кучу мотивирующих роликов, фильмов и песен, или человек с железной волей, которая позволяет ему действовать независимо от настроя, от эмоционального состояния?

В армии, как и в спорте, волю тоже развивают. Множество заданий, которые выполняют военнослужащие, направлены на выработку привычки действовать в условиях стресса, дискомфорта, жесткого давления обстоятельств, дефицита времени.

Но, разумеется, помимо развития воли и спортсменов, и военных обучают весьма конкретным вещам, вырабатывают строго определенные навыки. Без этих навыков даже очень волевой человек не сможет добиваться стоящих перед ним целей. И не важно, идет ли речь о спорте или о войне.

Впрочем, вот это представление об армии, как о некоем чудесном «стрессовом преобразователе» тоже активно эксплуатируется продавцами впечатлений, шарлатанами. Однажды я даже увидел рекламный лозунг вида «два года специальной армейской подготовки за два дня!»

Ну, и еще один момент, о котором не следует забывать, о котором всегда нужно помнить: при всей серьезности и многолетнем характере подготовки что спортсменов, что военных, никто не гарантирует спортсмену, что он станет олимпийским чемпионом, а солдату – что он вернется из боя…

Итак, наличие эмоций, впечатлений и наличие умений, навыков – это разные вещи. Попробуйте выиграть в шахматы на основе одного лишь сильного желания выиграть, на основе голого энтузиазма и веры в победу. Каким бы позитивным ни был ваш настрой, какой бы сильной ни была ваша вера в себя, вы не обыграете в шахматы безэмоционального и невзрачного очкарика, который в эту игру играть умеет.

Воля в шахматах, конечно, тоже важна. Шахматист в этом смысле – типичный спортсмен. Вот только одной воли недостаточно – слишком сложные мыслительные операции должен уметь совершать шахматист.

Кстати, шахматы вскрывают и еще одно слабое место в логике всех этих любителей мотивировать, заряжать энтузиазмом и впечатлять. Дело в том, что яркие впечатления, сильные эмоции мешают разуму, мешают мыслить критически, рассуждать правильно.

Впрочем, сильные эмоции (например, слишком сильное желание заполучить именно эту девушку), ведут к сбоям в работе не только разума. Стояли когда-нибудь столбом перед сногсшибательной красавицей, которую хотите пригласить на свидание, тщетно пытаясь сказать ей хоть что-то членораздельное? Если да, то вы на собственном опыте знаете, как эмоции могут мешать действовать эффективно.

При этом понятно, что если с этой красавицей у вас не только нет никаких отношений (деловых, дружеских), но нет даже и предпосылок для возникновения оных, то ваш ступор вполне оправдан, а действовать эффективно в этой ситуации просто невозможно.

К тому же мотив деятельности – это далеко не всегда близкое к эйфории состояние, не обязательно сильное желание заполучить, обладать, добиться. Мотив деятельности – это и чисто рациональное понимание того, что необходимо сделать, чего достичь, куда прийти. Так что все эти поиски мотивов, мотиваторов, волшебных пинков, привлекательного образа будущего не вполне понятны. Если вы хотите денег, то вы их уже хотите, разве нужно вам дополнительно идти на тренинг по развитию жадности? Если же вы хотите денег, но при этом не хотите встать с дивана, чтобы деньги заработать, то вам надо не на тренинг, вам надо к психологу или даже к психиатру, ну или вы можете просто повзрослеть.

Ситуация же, в которой человек, с одной стороны, очень хочет чего-то, но с другой стороны, не хочет ничего делать, чтобы это что-то заполучить, напоминает игру. Причем игру весьма дурного свойства. И из этой игры ни мотивирующий оратор, ни бизнес-тренер вас точно не вытащит. Скорее наоборот – они станут важной частью вашей игры:

— Итак, прошел уже целый месяц после этого замечательного тренинга по развитию деловой мотивации, энтузиазм спал, а денег я так и не получаю… Может быть, пора понять, что такие тренинги бесполезны и начать искать не тренинги, а работу? Нееет! Надо еще раз сходить на этот тренинг или же сходить на другое мотивирующее мероприятие!

Конечно, тот, кто ничему не может научить, будет убеждать нас в том, что яркие впечатления, сильные эмоции, жесткая мотивация нам совершенно необходимы. Продавец впечатлений будет говорить, например, о том, что экономистов гораздо больше, чем успешных бизнесменов, а, значит, главное – это не знания, а сила мотива. Сомнительный вывод, согласитесь.

Да, следующие заявления в целом можно считать обоснованными:

  • «боксеров много, а чемпионов мира по боксу гораздо меньше»;
  • «актеров много, а звезд Голливуда гораздо меньше»;
  • «все умеют писать, но великими писателями становятся далеко не все»;
  • «солдат много, но далеко не все возвращаются с войны живыми».

Но считать, что этот разброс зависит от силы мотива – это произвольная трактовка и это необоснованное мнение. На самом деле, причина такого разброса в том, что существует масса факторов, которые влияют на результат. Среди этих факторов важная роль принадлежит и случайностям. Именно цепь случайностей зачастую возносит одних и придавливает к земле других. Это понимали еще древние, о чем зримо свидетельствуют многочисленные изображения Фортуны – богини удачи. Как мы помним, зачастую она изображается с повязкой на глазах.

Впрочем, тренинги везения, кодирование на удачу и ритуалы для ее привлечения тоже существуют. Вот только они не более эффективны, чем мотивационные сборища.

Итак, помимо желания чего-то добиться, что-то иметь, нужна еще воля, т.е. привычка действовать в отсутствие желания, вопреки желанию, в условиях дискомфорта. Причем привычка эта, как и все другие привычки, не формируется за пару дней. Но и воля не является чудодейственным средством или ключом ото всех дверей. Важно еще уметь действовать правильно и обладать соответствующими знаниями. Умения формируются, знания передаются в процессе обучения. Ну, а дельцы, которые просто стараются нас впечатлить, вызвать эмоции, заразить энтузиазмом, ничему научить не могут. Именно поэтому, кстати, они и делают упор на яркие впечатления.

Еще по теме:
Тренинги личностного роста
В чем опасность тренингов личностного роста? Почему не стоит их посещать?
Почему кажется, что тренинг помог?
Почему кажется, что бесполезный тренинг полезен? Какие психологические механизмы и эффекты тут срабатывают?
Почему мы попадаем в лапы шарлатанов?
Оценим, каковы ваши собственные шансы?
Самомотивация
Как мотивировать себя и нужно ли это делать?
Поделиться: