Шарлатаны

Слово «шарлатан» попало в наш язык из языка французского. Французы в свою очередь, позаимствовали это слово у итальянцев, в языке которых есть слово ciarlare (читается как чиарлАрэ), означающее «судачить, болтать попусту».

Шарлатаны, надо отметить, действительно, говорят много и быстро, забалтывают, заговаривают зубы, подчас просто ошарашивая человека своим словесным напором. Да, язык – это основное орудие шарлатанов, соответственно, чесать языком они, как правило, умеют мастерски.

Под шарлатаном традиционно понимали человека или, лучше сказать, дельца, который, устраивая представление в каком-нибудь людном месте, обычно на рынке, ярмарке, продает некое чудодейственное лекарство. Ведет он себя при этом как типичный продавец-зазывала: «подходи-выбирай, лучший товар покупай!»

Первым широко известным шарлатаном является, по-видимому, француз Антуан Жерар, творивший под псевдонимом Табарен. Этот шарлатан совмещал торговлю чудодейственными средствами с театральными представлениями: разогретая зрелищем публика охотнее приобретала всяческие эликсиры, мази и тинктуры.

Вообще, шарлатанство стало возможным тогда, когда различные лекари и создатели чудодейственных средств, панацей и лекарств ото всех болезней благодаря развитию рынка получили возможность выходить на массового потребителя. В этом смысле, кстати, различные знахари, орудовавшие в пределах одной-двух деревень, или даже странствующие лекари, по-видимому, к шарлатанам причислены быть не могут: не тот охват аудитории, да и производство «лекарств» не массовое.

Многие чисто шарлатанские средства стали популярными, получили широкое распространение и даже стали упоминаться в художественной литературе. Среди таких средств мы просто перечислим следующие:

  • Эликсир Даффи
  • Ветрогонное средство Далби
  • Змеиное масло Кларка Стенли
  • Убийца микробов Уильяма Радама
  • Оживляющая солнечная тинктура «доктора» Сибли
  • Бальзам жизни Турлингтона
  • Пилюли Бичама
  • Укрепляющий бальзам из Галаада «доктора» Соломона

Заметим, что под словом «доктор» в приведенном списке понимается врач, поэтому это слово и взято в кавычки: ни Сибли, ни Соломон врачебной подготовки не имели.

Хотя от слова «шарлатан» и веет стариной, но даже в ХХ веке шарлатанство по-прежнему остается широко распространенным. Меняются лишь те способы, которыми шарлатаны предлагают свои чудодейственные средства публике, меняется сам формат их взаимодействия с потенциальным покупателем: развивается пресса, принимающая рекламные объявления, позднее появляется радио, а потом и телевидение…

К сожалению, шарлатанство как продажа всевозможных средств, которые якобы помогают от некоторых или даже вообще ото всех болезней, процветает и сегодня, в XXI веке. Достаточно вспомнить тут многочисленные случаи, когда некая фирма обзванивает пенсионеров и продает им чудодейственные лекарства, а также всяческие приборы, которые якобы помогают вылечиться от болезней и/или улучшить здоровье.

И, разумеется, если раньше существование шарлатанства было до некоторой степени оправдано низким уровнем развития фармакологии и вообще медицины, когда врачи просто не умели проверять действенность лекарств и пребывали в иллюзии эффективности совершенно бесполезных или даже вредных процедур и операций типа кровопускания, то сегодня в эпоху развития доказательной медицины, широкого проникновения в медицину научных методов, позволяющих получать точные и объективные данные о действенности того или иного лекарства, процедуры, операции, наличие шарлатанов, конечно, выглядит совсем чудовищно.

Более того, в современном мире шарлатанство по сути выходит на новый уровень и включает в себя уже не только торговлю чудодейственными средствами от различных болезней.

Дело в том, что развитие психологической помощи открыло новые перспективы для шарлатанов, которые теперь продают средства, действенность которых еще труднее оспорить, поскольку эти средства призваны решать так называемые «психологические проблемы».

В результате рынок сегодня практически перенасыщен всевозможными шарлатанами в области уже не врачебной, а психологической помощи, которые предлагают самые разные, но одинаково сомнительные услуги и научно не подтвержденные методики типа тренингов личностного роста, лайф-коучинга, холотропного дыхания и ребефинга.

Вдобавок, в современном мире с шарлатанством тесно связано и такое социально опасное явление, как тоталитарные секты (деструктивные культы).

И действительно, каждый шарлатан кровно заинтересован в том, чтобы вокруг его продукции, его услуги сложился пул постоянных клиентов – подлинных приверженцев чудодейственных средств, продаваемых шарлатаном. И в этом смысле не вызывает сомнений, что еще выгоднее для шарлатана создать вокруг себя общество, организацию, в которой потребление шарлатанской продукции определяется уже не просто удовлетворением тех или иных потребностей, но становится своего рода священной обязанностью членов этой организации. Именно создание такого рода общества, организации предельно упрощает продажу дырок от бублика и ушей от мертвых ослов.

Вообще, практически любая тоталитарная секта связана с шарлатанством ее лидера и его приемников. Но в качестве наиболее ярких примеров тут можно упомянуть:

  • Хаббарда – создателя шарлатанских методов дианетики и саентологии;
  • Ошо – создателя шарлатанских методов динамической медитации;
  • Махариши Махеша Йоги – создателя шарлатанского метода трансцендентальной медитации.

Нельзя не вспомнить в связи с шарлатанством сектантов и кришнаитов, активно продвигающих шарлатанские методы аюрведической «медицины» и ведической психологии, а также всевозможные неоиндуистские и ньюэйджевские секты, активно торгующие шарлатанскими рецептами счастья, гармонии, просветления.

Отдельным подвидом современных шарлатанов являются, конечно, всевозможные экстрасенсы и биоэнергетики. Их шарлатанские методы отлично защищены от разоблачения, поскольку предполагают совершение «действий» над тонким миром, осуществление астральных «актов», таких как подтягивание чакр, штопанье ауры, чистка энергетических каналов и т.п.

И разумеется, шарлатанством можно считать не только продажу продуктов (эликсиров, клистиров) и услуг (секретных упражнений, ведущих к чудесной трансформации), но и продажу «знаний», в т.ч., например, знаний о Библии, Боге и пр.

Соответственно на вопрос о том, является ли шарлатаном, например, лжеисторик Фоменко, можно с уверенностью дать положительный ответ.

Кстати, шарлатанство как явление тесно связано не только с сектами, но и со лженаукой, одним из ярких представителей которой как раз и является Фоменко, да и начиналось шарлатанство именно с изысканий, весьма сомнительных с точки зрения современной науки, таких как ятрохимия и прочие донаучные варианты фармации.

Таким образом, обобщая все сказанное выше, можно выделить две категории шарлатанства:

  • продажа средств, якобы позволяющих вернуться к нормальной жизни – исцелиться, решить психологические проблемы;
  • продажа средств, якобы позволяющих не просто вернуться к нормальной жизни, но и превзойти норму, возвыситься над средним уровнем – помолодеть, продлить жизнь, стать успешным.

И в заключение я бы хотел остановиться на очень важном аспекте шарлатанства, который всегда необходимо учитывать.

Этот аспект сводится к тому, что шарлатанство является в значительной степени беспроигрышным делом, особенно если шарлатанство осуществляется в области возвращения к норме, к среднему. Дело в том, что благодаря случайностям и так называемой регрессии к среднему вероятность того, что именно после приема шарлатанских снадобий у человека наступит облегчение, и он вернется к норме, всегда существует, причем, чем большему количеству людей шарлатан «впарил» свою продукцию, тем эта вероятность выше.

Поэтому главных секретов шарлатанства по сути два:

  • продавать «лекарства» от многих болезней, средства решения многих проблем;
  • продавать эти «лекарства», эти средства большому количеству людей.

Если следовать этим правилам, то от какой-то болезни чудодейственное средство обязательно поможет, и кто-то из клиентов обязательно сообщит о своем исцелении.

Еще один аспект, определяющий беспроигрышность шарлатанства – это применение в процессе торговли чудодейственными средствами специальных защит от разоблачения.

Простейшей из таких защит от разоблачения является утверждение «поможет, если верить». И если клиент шарлатана принимает эту формулу, то ситуация тут же становится для шарлатана беспроигрышной. Действительно, если шарлатанское средство вам помогло, значит, все супер – оно работает, а шарлатан никакой не шарлатан, а целитель и светило. А если вам не стало лучше, значит, это не средство плохое, а ваша вера в него была недостаточной.

Еще по теме:
Личностный рост
Имеет ли содержание такое понятие, как "личностный рост"? Можно ли достичь личностного роста?
Холодное чтение
Почему нам кажется, что экстрасенс знает о нас нечто, чего не мог узнать обычными способами?
Почему кажется, что тренинг помог?
Почему кажется, что бесполезный тренинг полезен? Какие психологические механизмы и эффекты тут срабатывают?
Поделиться: